Права ребенка согласно международной декларации: основные положения и состояние дел в России

Права ребенка (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Права ребенка

Определение и история

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности малыш должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать малышу условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятая ООН Декларация прав ребенка 1959 года, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».

Конвенция о правах ребенка

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах малыша, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Основные положения конвенции

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами ребенок имеет право:

  • На жизнь и здоровое развитие.
  • На сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  • На свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  • На защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  • Лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  • На уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
  • На здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  • На образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  • Пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  • На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • На защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  • На защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
  • Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один малыш не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы малыш имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  • Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  • Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки малыша к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.

Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН – на специальных международных встречах.

Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29–30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:

  • улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;
  • сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;
  • создание более широких возможностей для получения образования;
  • решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

В мае 2002 в Нью-Йорке состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам детей. В ней принимали участие члены правительств 150 стран мира, а также около 3000 представителей международных детских правозащитных организаций. На этой сессии были подведены итоги 11 лет действия Конвенции по правам ребенка. Около 155 стран подготовили доклады о действиях по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

При подведении итогов были отмечены положительные сдвиги в решении проблем, обозначенных на встрече 1990. Например, одной из основных целей, поставленных Всемирной декларацией 1990, было сокращение к 2000 коэффициента смерти детей младше 5 лет на одну треть. Вместе с тем, участники сессии отметили, что важнейшие проблемы в области защиты прав детей до сих пор остаются нерешенными.

Ежегодно более 10 миллионов детей умирают, хотя в большинстве случаев их можно было бы спасти; 100 миллионов детей (из них 60% – девочки) все еще не имеют возможности посещать школу; 150 миллионов детей страдают от недоедания; вирус СПИДа среди детей распространяется с катастрофической быстротой. Все еще распространены нищета и дискриминация; социальные службы не получают достаточного финансирования. Миллионы детей по-прежнему страдают от эксплуатации их труда, детской работорговли и других форм злоупотреблений, эксплуатации и насилия.

Для успешного решения этих проблем на Генеральной сессии Ассамблеи ООН в мае 2002 года была принята декларация Мир, пригодный для жизни детей, где определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации.

Основные положения декларации можно условно разделить на три группы:

  • создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей (сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п.). Особое внимание отводится проблеме ВИЧ-инфицированных детей и профилактике распространения этого вируса среди детей и молодежи;
  • обеспечение качественного базового образования для всех детей;
  • предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества).

Подводя итоги, можно отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире.

Что касается встреч на международном уровне – то помимо практической оценки реализации положений Конвенции в тех или иных странах и выработки плана дальнейших действий с учетом актуальных проблем современного общества, они выполняют еще одну важную задачу – акцентируют внимание международного сообщества на проблемах защиты прав детей.

Права детей в России

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  • Федеральный закон об образовании.
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
  • Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.

Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.

Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.

Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21,4%, в 1999 – 21%.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:

  • Создание на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.
  • Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за малыша.
  • Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации «семей риска».
  • Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию малыша и его семейной среды.

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям

Вот только некоторые из направлений их деятельности:

  • предоставление непосредственной правовой защиты и работа по совершенствованию законодательства («Право ребенка», «Соучастие в судьбе», комитет «За гражданские права»);
  • работа с детьми-инвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного образования («Ковчег», «Родник», «Даун Синдром», «Такие же, как вы», «Дорога в мир»). Эти организации работают с детьми-инвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;
  • работа с кризисными семьями, создание «социальных гостиниц»; Кризисные семьи – одна из самых сложных категорий. Именно в этих семьях частенько нарушаются элементарные права детей: на здоровое развитие, образование, нормальный уровень жизни и т.п. в России уже существуют общественные организации, которые создают центры помощи и поддержки не только для детей из таких семей, но и для всех членов семьи. Их работа направлена не только на оказание помощи малышу (или семье) в кризисной ситуации, но и на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие этот кризис, восстановить нормальную жизнь семьи (а соответственно, и малыша);
  • социальная адаптация детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах и т.п.

Согласно Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям:

  • поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации;
  • продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи;
  • поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи;
  • организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно-оздоровительных инициатив;
  • профилактика детской инвалидности;
  • реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;
  • развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения;
  • социальная ре-интеграция выпускников интернатов
  • воссоздание в России системы ювенальной юстиции;
  • внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном уровнях – таких, как уполномоченные по правам детей, общественные инспекторы, и др.;
  • развитие сотрудничества с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей;
  • развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом;
  • продвижение законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.

Таким образом, российские НКО являются перспективным партнером для государства в развитии и совершенствовании механизмов защиты прав детей.

Подводя итоги, можно отметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.

Ссылка на основную публикацию