Когда можно получать материнский капитал: сроки оформления сертификата и необходимые документы

Программа материнского (семейного) капитала — это форма государственной поддержки российских семей, имеющих детей. Данный вид государственной социальной помощи оказывается российским гражданам с 1 января 2007 до 31 декабря 2021 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка. Интерес граждан, получивших право на материнский капитал, когда получать дотацию и где это можно сделать, обусловлен регулярными изменениями в программе.

kogda-poluchat-materinskij-kapital

Кто имеет право на материнский капитал

Лица, которым предоставляется возможность оформить федеральный материнский капитал, перечислены в ст. 3 закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В частности, получать господдержку по программе материнского капитала могут рассчитывать лица, имеющие российское гражданство. К ним относятся:

  • женщины при рождении или усыновлении второго малыша в период с 01.01.2007 года;
  • последующих детей (третьего, четвертого и далее), если ранее они еще не пользовались правом на маткапитал;
  • мужчины, которые единолично усыновили второго ребенка (третьего или последующих детей) и судебное решение об усыновлении вступило в силу, но не ранее 01.01.2007 года.

Отцы (усыновители) детей имеют право на получение независимо от наличия гражданства РФ, если указанная выше (см. п. 1) женщина (мать или усыновительница малыша) лишилась права получать материнский капитал — умерла, пропала без вести, была лишена судом прав на ребенка, совершила в отношении своих детей преступление или имела место отмена усыновления.

Ребенок, имеющий гражданство РФ (несовершеннолетние или студенты до 23 лет), может претендовать на выдачу сертификата на материнский капитал если:

  • отец (усыновитель), обладающий правом на маткапитал на основании п. 1 и п. 2, умер, признан умершим, лишен родительских прав или совершил в отношении своих детей преступление против личности;
  • мать, являвшаяся единственным родителем или усыновителем и имеющая право на мат. капитал на основании п. 1, умерла или была лишена родительских прав;
  • у отца или усыновителя на основании п. 2 право получать материнский капитал не возникло.

Если право оформить сертификат переходит к несовершеннолетнему подростку, вопросом оформления должен заниматься его опекун (попечитель).

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев, право получать материнский капитал первоначально возникает только у матери ребенка или усыновительницы. При чем количество детей (родных или усыновленных) считается именно в отношении нее — а не для семьи в целом или для отца (при живой матери детей, не лишенной на них родительских прав).

Только в исключительных случаях сертификат выдается отцу детей (единственному усыновителю) или самим детям (сиротам или оставшимся без попечения родителей).

Например, не сможет претендовать на федеральный материнский капитал семья, в которой родился один малыш, но у мужа до этого уже есть один от предыдущего брака.

И даже если его вторая супруга усыновит ребенка от первого брака мужа, она тоже не получит сертификат, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 3 закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ при возникновении права на мат. капитал не учитываются дети, которые являлись на момент усыновления пасынками или падчерицами усыновителей.

Где и как получают материнский сертификат

Оформить сертификат указанные выше лица могут в любой момент после возникновения права на маткапитал, то есть какой-либо крайний срок прекращения данного права оформления законом не регламентируется.

На это указывается, в частности, в ст. 4 Приказа Минздравсоцразвития № 1180н от 18.10.2011 года «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

При этом действуют условия:

  • Сертификат выдается после подачи соответствующего заявления с приложением необходимого пакета документов.
  • Обращаться за сертификатом необходимо в территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР). По месту жительства или фактического пребывания. Или в ближайший многофункциональный центр (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.
  • Госпошлины за то, чтобы получать материнский капитал не предусмотрено.

Полный список территориальных органов ПФР, их адреса и телефоны приведен в приложении 1 к Приказу Минтруда и соцзащиты № 345н от 29.10.2012 года или на официальном сайте Пенсионного фонда.

Молодые мамы с двумя детьми, один из которых — младенец, часто слишком заняты для того, чтобы тратить время на походы в ПФР. Помимо личного обращения за оформлением сертификата по закону предусматриваются другие удобные способы:

  • Назначить доверенное лицо. Для этого нужно сходить к нотариусу и оформить доверенность. Вместе с последней и пакетом документов отправить назначенное лицо в ПФР.
  • Выслать документы почтой заказным письмом с переписью приложений (для того, чтобы можно было проследить факт и дату отправки). В этом случае направляются только нотариальные копии без оригиналов.
  • Подать документы в электронной форме на портале госуслуг по предусмотренной процедуре.
  • Обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по принципу «единого окна». В МФЦ также может обращаться доверенное лицо или законный представитель.

Документы для получения сертификата

И в МФЦ, и в ПФР разрешается подавать документы не только в бумажном варианте, но и на электронных носителях. Перечень документов, необходимых для оформления сертификата:

  • Заявление о выдаче сертификата на материнский капитал.
  • Удостоверение личности (паспорт) и документ, подтверждающий место жительства, пребывания или фактического проживания лица, имеющего право на маткапитал (доверенного лица — если сертификат оформляется по доверенности).
  • Подтверждение российского гражданства малыша, после рождения которого возникло право на материнский капитал.
  • Документы, подтверждающие родственные связи между детьми и родителями, братьями и сестрами, если происходило изменение фамилии или другое событие (свидетельства о браке или разводе, о смене фамилии).
  • Свидетельства о рождении (усыновлении) всех предыдущих детей.

Кроме этого отец должен предоставить документ, подтверждающий смерть женщины, ее лишение родительских прав или умышленное преступление против ребенка.

Единственный усыновитель должен иметь на руках решение суда об усыновлении второго или последующего ребенка, вступившее в силу между 01.01.2007 и 31.12.2021 г.

Опекун подростка до 18 лет и совершеннолетний ребенок от 18 до 23 лет предоставляют документ, подтверждающий смерть родителей, лишение их родительских прав или совершение умышленного преступления против ребенка. А студент — документ, подтверждающий обучение на дневном отделении учебного заведения.

При подаче заявления по почте и через портал госуслуг оригиналы бумаг не пересылаются.

Отправка или передача документов, или их электронного варианта должны выполнятся способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправки.

Документы заверяются такими установленными законом способами:

  • при личном обращении — работниками ПФР, которые самостоятельно делают копии документов при обращении лица за сертификатом, а оригиналы возвращают заявителю;
  • при отправлении документов по почте или через МФЦ — заверенные нотариально.

Оснований для отказа в приеме документов Пенсионным фондом не предусмотрено. Ряд дополнительных документов ПФР может запрашивать самостоятельно в уполномоченных органах.

Срок получения

В общем виде процесс приема заявления, рассмотрения документов и принятия решения имеет следующий вид:

  1. Регистрация заявления. Осуществляется в ПФР (при обращении туда лично, отправке документов по почте) и МФЦ. Документы в Пенсионный фонд передаются из многофункционального центра максимально оперативно. На руки заявителю выдается или отправляется почтой расписка-уведомление о приеме и регистрации заявления.
  2. Рассмотрение заявления в 5-дневный срок после его регистрации, проверка предоставленных документов, межведомственный запрос сведений. Если к переданному из МФЦ заявлению приложены не все нужные документы, запрос на получение сертификата отклоняют, документы возвращают. Заявителю направляют уведомление об отказе с оговоренной причиной.
  3. Решение о выдаче сертификата на материнский капитал выносится на протяжении месяца после принятия (регистрации) заявления. В течение 5 дней после этого заявителю высылается уведомление о принятом решении. Если произошел отказ, указывается его причина.
  4. Выдача сертификата указанным в заявлении способом (при личном обращении в отделение ПФР или по почте).

То есть решения о предоставлении помощи семье от государства придется ждать минимум месяц. Сертификат можно получить после истечения этого срока.

Итоги

Сертификат — документ, который является подтверждением обязательств государства предоставить семье поддержку после того, как второму малышу в ней исполнится 3 года. Для его оформления заявитель (в большинстве случаев — мать) должен обратиться в территориальное отделение ПФР с заявлением и пакетом документов. Фонд принимает решение о выдаче сертификата в течение месяца. Срок обращения за документом, также, как и сроки получения материнского капитала, не ограничены.

Ссылка на основную публикацию